Психосоматическая направленность возникновения заболеваний у взрослых имеет обоснование и понимается взрослыми людьми. Психосоматика болезней и детский возраст вызывает ряд вопросов, недоверие, а умение взять родителями больного ребенка на себя ответственность и посмотреть на ситуацию отстраненно без вовлечения эмоций злости и недоверия позволяет посмотреть на причинно – следственную связь болезни и психоэмоциональной связи как посторонний наблюдатель и найти решение для помощи ребенку. Родителям всегда очень сложно осознавать, что они каким-либо образом причастны к проявлению болезни у ребенка.
Известно, что психосоматические болезни провоцируются психогенными факторами. Проявившийся телесные болезненные состояния имеют свой провокационный источник, который запустил болезнь в детском организме. Помощь родителей в переживании ребенком болезненных состояний нельзя не до оценивать. Необходимо отметить, что не все заболевания стоит рассматривать как психосоматически. Негативные эмоции, внутренние переживания формируют изменения в заинтересованном органе или системе и закрепляется при повторении провоцирующей ситуации без вмешательства родителей и устранения дискомфортных условий для маленького человека.
Соматические проявления психосоматических заболеваниях начинаются с некоторых телесных симптомов, у детей частыми симптомами являются – головные боли, головокружения, отказ от еды, тошнота, диспепсия (расстройство стула), сложности со сном (плохое засыпание, вздрагивание, частые пробуждения, плач во время сна), появление тиков, подергиваний). Наличие психосоматических реакций у ребенка, так же, как и наличие клинических проявлений неврологической симптоматики не является еще стойкой психосоматической болезнью по мнению многих авторов, ребенок очень пластичен и при нормализации психоэмоционального фона симптомы – признаки проходят без следно не сформировав стойких изменений в органах ребенка. В этот период в стадии формирования болезни вовремя замеченные проявления помогают избежать заболевание в дальнейшем.
Ребенок, приходя в этот мир постоянно сталкивается с новыми, неизвестными впечатлениями, событиями, ситуациями. Какие-то эмоции могут спровоцировать страх, негатив, напряженность, но не всегда и не у всех малышей формируются стойкие психосоматические состояния, на формирование данных процессов в маленьком организме влияет ряд условий:
Воспитание или даже вернее взращивание детей очень интересный, но и сложный процесс, этот процесс не терпит суеты и раздражения. Только терпение, доверие и абсолютная безусловная любовь способна творить чудеса. Родители зрело подошедшие к родительству, родители души которых переполняет любовь, родители, которые очень сильно хотели этого ребенка пройдут мимо любых психосоматических заболеваний у своего чада. Загляните в себя и задайте себе вопрос: все ли в порядке с ребенком, все ли в порядке в семье? В случае, если ответ не утвердительный проанализируем токи триггеры для возникновения психосоматических состояний далее.
Для ребенка очень сильным потрясением служит появление нового ребенка в семье, переключение внимания на новый объект любви, который на взгляд ребенка не заслуживает абсолютно такого большого внимания. Смена привычных декораций в окружении ребенка в виде переезда на новое место жительства, смена садика или школы, появление новых лиц и персонажей в жизни ребенка. Очень сильным потрясением для маленького человека служит смерть любимой бабушки (дедушки), развод родителей и исчезновение из жизни ребенка одного из его родителей. Родители всегда, какими они бы не были для окружающих взрослых, всегда для маленького человека являются богами, они всегда найдут оправдание их поступкам, действиям даже если они негативные, потому как дети любят абсолютной любовь. В период пубертата любовь к родителям может смениться негативным отношением вплоть до ненависти к ним, но это уже другая история.
Маленький человек любит преданно, всегда ждет любви и ласки, иногда требует этого всего очень настойчиво. В случае, когда родители знают, что их ребенок очень чувствительный и ранимый все перечисленные выше ситуации могут спровоцировать психосоматическую болезнь. Конечно, ребенок, не всегда точно переживая ситуацию способен заболеть, но эта возможность нельзя отрицать в подобных случаях. Гиперопека ребенка провоцирует частые заболевания дыхательных путей, ребенок может «задыхаться от любви». Чувство неуверенности в себе, постоянная тревожность растет из другой крайности – недостатка внимания и любви, такие тревожные состояния провоцируют у ребенка расстройства и формируют проблемы с желудочно-кишечным трактом (проявляющиеся в виде снижение аппетита, постоянной тошнотой, гастритом, диареей). Симптомы могут быть приходящими в зависимости от ситуации, в которой оказался ребенок до закрепления симптоматики болезни в стойкие состояния. Этому способствует созданные в семье обстоятельства «нужной востребованности родителя» и создается иллюзия незаменимости в данной ситуации, закрепляющаяся постоянной болезнью ребенком. Проявление протеста явного в виде плохого поведения или скрытого в виде головной боли, головокружения, периодических болей в животе, а также протеста в виде ангины (вербальный протест, недосказанность, недослушанность), появление высыпаний на коже могут демонстрировать непринятие окружающего мира вокруг ребенка.
Малыш полностью зависит от окружающей его среды, среда формируется не только его микромиром взаимоотношений с мамой, но и взаимоотношений со всеми окружающими. Если в семье натянутые, сложные отношения то родителям не следует думать, что ребенок не чувствует натянутость и сложность между его родителями, для ребенка папа и мама это боги и ему очень важны их взаимоотношения и присутствие любви в семье. Ребенок, переживая за происходящее психосоматически вызывает ряд симптомов (повышение температуры, понос, кашель и другие). Ребенок понимает, что только его плохое самочувствие вызывает затишье в семье, волнение за его самочувствие и успокоение в отношениях.
Ребенок не может защититься от угрозы исходящей из внешнего мира в том числе от членов его семьи глотая обиды и провоцируя на бессознательном уровне тем самым заболевания носоглотки и органов слуха, не желание слышать напряженные нотки в диалогах родителей провоцируют у ребенка проблемы со слухам, не желание видеть какие либо искажения их идеального мира – проблемы со зрением. Иногда ребенок вырывает внимание, любовь и вкусняшки лишь когда болеет, в таких случаях рефлекторно данное состояние закрепляется и может очень долго проявляться, и лишь только перейдя в пубертатный период, когда ребенок начинает постигать себя самостоятельным человеком, энергетически отрываться от родителей и перестает так сильно нуждаться в маме и папе.
Проблемы с волосами также связаны с психоэмоциональным напряжением у ребенка, его обостренным восприятием мира, уходом в свой мир в таких случаях могут возникать очаги выпадения волос, обломление волос или отсутствие роста волос. В некоторых случаях дети сами выдергивают свои волосы в моменты психоэмоционального напряжения, этот процесс приносит им временное, но облегчение, такое состояние носит название трихотилломания. Такие дети скрывают от родителей истинное происхождение проблем с волосами, внимание родителей к этой проблеме (посещение врачей, назначение различных процедур и методов терапии, забота родителей в этот момент) это все приносит облегчение ребенку. Такое состояние возникает в пубертатном периоде у ребенка, имеющего особенную чувствительную психику, процесс обратимый и требует много внимания и любви со стороны родителей.
Психологи убеждены, что дети болеют не просто так – всегда провокационные моменты в виде перемены температуры, промокшие ноги, контакт с больными детьми лишь повод для возникновения заболевания у детей. Если ребенку чего – то не хватает – любви родителей, их внимания, спокойствия в семье, связи с родителями то срабатывает триггер, и ребенок заболевает. Нейропластичность мозга ребенка позволяет решать через определенные инструменты психосоматические проблемы тем самым лечить состояния связанные с психикой ребенка.